В телеграм-канале Еадеска подняли проблему — почему чаевые нельзя заплатить картой. Кажется, что все от этого в плюсе: клиенты платят как удобно, официанты получают дополнительные деньги, у кафе или ресторана довольные сотрудники и гости. Вместе с подписчиками разбираемся, что разрушает эту идиллию.

Кстати, больше интересных статей о клиентском сервисе вы найдёте на этой странице.

Налоги при оплате чаевых картой

Почти все подписчики канала сошлись на мнении, что основная причина, почему нельзя платить чаевые по карте — налоги. Рестораторы и сами официанты не хотят отдавать с чаевых налог на прибыль и НДФЛ. Более того, не все официанты постоянно трудоустроены, поэтому показывать по ним чаевые — риск.

Но ведь законодательно чаевые — подарок одного физлица другому. Это означает, что эти деньги не должны облагаться налогами и другими платежами. Однако журнал «Главбух» собрал комментарии по прецеденту и сделал вывод: если принимаете чаевые картой, безопаснее заплатить с них налоги.

Краткая версия статьи, так как оригинал доступен только зарегистрированным пользователям.

Главбух: Как облагаются чаевые в кафе и ресторанах, в случае если гость хочет оставить чаевые со своей банковской карты при расчете в заведении?

Ситуация: в 2015 году налоговая оштрафовала питерскую кофейню на 50 тысяч рублей за банку с чаевыми на кассе. Мотивация — статья 15.1 КоАП РФ за неоприходование чаевых. Также налоговая потребовала включить эти деньги в доходы и заплатить налог на прибыль и удержать НДФЛ.

Минфин: налоговая должна доказать, что компания присвоила чаевые себе и затем выдала их как зарплату, чтобы штрафовать и требовать НДФЛ и налог на прибыль.

Юрист по налогам: это не выручка, штрафовать не имеют права.

Независимые эксперты: компания не обязана включать эту сумму в доходы и платить налоги — это подарок.

«Главбух»: чаевые с банковской карты налоговики, скорее всего, квалифицируют как дополнительные средства, связанные с расчетами за проданный товар. Поэтому, будет безопаснее начислить с этих сумм НДС и налог на прибыль.

Помимо налогов, при оплате чаевых картой возникают дополнительные расходы: зарплата бухгалтеру за учёт чаевых по сотрудникам, эквайринг — плата банку за операцию по карточному терминалу.

«Длинный хвост» от чаевых картой

Если принимать чаевые картой, то выплатить их официанту можно будет только вместе с зарплатой, когда бухгалтерия закончит расчёты и разнесёт суммы по сотрудникам. Выходит, что наличные чаевые официант получает здесь и сейчас, а карточные потом.

Это снижает заинтересованность официанта в работе: если он рассчитывает на чаевые, то будет хуже обслуживать клиентов. Посмотрим на примере.

19 апреля официант получил 200 рублей чаевых: 100 рублей наличными и 100 рублей по карте. Первые сто рублей он потратит уже сегодня, а вторые только 10 мая и с учётом вычетов.

Кафе или ресторан могут работать на УСН или ОСНО и учитывать НДС, тогда расчёты будут другими. Для упрощения будем считать по ставке ЕНВД, предположим, что ресторан не заберёт себе ничего, тогда:

  • Эквайринг — 1,5%
  • ЕНВД — 15%
  • НДФЛ — 13%

Просто сложим все проценты, получается 29,5%. Таким образом, официант получит карточные чаевые только через 21 день и его 100 рублей превратятся в 70 рублей 50 копеек.

Учёт чаевых при оплате картой

Некоторые системы автоматизации кафе и ресторанов не позволяют выделить чаевые в выручке и правильно посчитать их на смену, официанта, разделить кухню и бар. Александр Бучков — руководитель отдела поддержки Poster рассказал, как работать с чаевыми в их системе. Публикую с небольшими исправлениями.

В Poster есть две функции, чтобы гость смог поощрить обслуживание в заведении.

  1. Процент за обслуживание. Например, к стоимости заказа можно добавить 10%. В чеке это будет отдельная строка «Обслуживание».
  2. Чаевые. К заказу можно добавить любую сумму чаевых. Чаевые можно оплатить картой, наличными (в приоритете) или разделить между разными методами оплаты.

Обеими функциями пользуются только зарубежные клиенты. Функцию чаевых мы вообще решили пока не открывать для клиентов из СНГ. За все время об этом попросили только два клиента.

На экране оплаты заказа это выглядит так:

На скриншотах видно, что учитываются как наличные, так и безналичные чаевые. Они относятся к конкретному чеку и понятно, какой официант обслуживал, поэтому проблем с учётом нет.

Как дают чаевые картой в разных странах

По моим наблюдениям нет единой системы даже внутри стран, не говоря уж о международном стандарте. В Таиланде чаевые могут включить в счёт, при этом почти всегда платишь наличными, а не картой. Другие заведения рассчитывают на наличные от гостей, а в некоторых к чаевым равнодушны.

Похожая ситуация в Греции, на Кипре и Чехии — как принимать чаевые, решает заведение. Вот что пишут подписчики канала о Белоруссии, Казахстане, Польше и США.

Итого: чаевые банковской картой

Ситуация, когда чаевые нельзя оплатить картой пока устраивает всех во всём мире. Однако доля карт в повседневных платежах уже значительная: в сентябре 2016 года впервые объём карточных и мобильных платежей в мире превысил наличные. Это означает, что клиентам удобнее рассчитываться без использования наличных денег.

В России доля карточных расчётов на начало 2018 года составила 38% и продолжает расти. Например, Сбербанк теперь принимает оплату штрафов только по карте, о чём меня предупредил операционист в первые 15 секунд общения.

Поэтому оплата чаевых без использования наличных — вопрос времени.

P.S. А нужно ли оставлять чаевые?

Есть мнение, что чаевые не нужны в принципе. Нет чаевых — нет проблемы как платить. Подробно эта точка зрения изложена в ролике из сериала «Адам портит всё».

Мне нравится оставлять чаевые, когда хочется кого-то поблагодарить за работу. Это не всегда официант, может быть таксист — в Яндекс.Такси есть возможность оставлять на чай процент от поездки. А однажды, нашему сотруднику техподдержки благодарный клиент перевёл семь тысяч рублей — так сильно его поразило обслуживание.

Нужно ли давать чаевые? — Истина посередине. Это понятный инструмент стимулирования, поэтому полностью отказываться не стоит. Но и делать их обязательными, ставить сотрудника в зависимость от чаевых не нужно. Оставьте клиенту решать, хочет он поблагодарить персонал или нет, а хорошему сотруднику возможность подзаработать.

Первая CRM-система для поддержки клиентов

7 дней бесплатно!